В конце 19 века архитектор, который построил Суэцкий канал в Египте, принял решение о строительстве еще одного канала – через Панаму. Имя этого архитектора – Фердинанд Дэ Лессепс. 82 км тропических джунглей и страшная жара стояли на его пути. Скальная порода, оказавшись на поверхности, начинала окисляться, а затем сползать вниз. Таким образом, проект сочли неосуществимым. Под оползнями, при динамитных взрывах и от тропических болезней погибли 22 тысячи рабочих. С точки зрения инженерного искусства провалившийся проект был слишком прост и прямолинеен.
Американская экономика в то время была на высоте, и президент Франклин Рузвельт решил, что их Америке удастся захватить проект Панамского канала.
Проект предусматривал создание камер-шлюзов. По сути они представляют собой бетонные емкости, которые помещаются между водоемами, уровень воды в которых разный. Когда емкость с судном, зашедшим в нее, наполняется водой, ворота открываются – судно перемещается в другой шлюз, следующий. Таким образом корабли перемещались по ступенькам. Сначала это судно пересекало искусственное озеро, а потом опускалось по нескольким шлюзам.
Сооружение канала без бетона было бы невозможно. Каналы, конечно, строились и до этого, но если учитывать объем и график работ, осуществить подобные работы было очень сложно. Из бетонных шлюзов получилась лестница, и по ней суда поднимались вверх, к уровню озера. Строителям нужен был бетон, который смог бы удержать в каждом шлюзе более ста млн. литров воды.
За время строительства, которое продолжили в 1904 году, было использовано около 3300-3400 тыс. кубометров бетона. Пришлось поставить восемь бетонных заводов быстрого монтажа на этом месте.
Чтобы избежать протечек, смесь для шлюзов нужно сделать очень прочной – следует использовать бетон, который применяется в строительстве небоскребов. Таким образом, вода может проходить сквозь шлюзы лишь при открытых воротах. Инженеры ведут постройки шлюзов, назначение которых – перемещение воды между океанами. На стороне Атлантического океана камера шлюзов очень велика. Внутри смогли бы поместиться три статуи Свободы.
Соединяются шлюзы с искусственным озером, которое было создано после того, как Гатун перекрыл реку Чагрес. Это строительство заняло девять лет. Состоялся пробный запуск. Буксир «Гатун» 26 сентября прошел шлюзы.
Через год на канале открылась навигация.
На земле, наверное, нет больше другого искусственного сооружения, которое настолько изменило географию